Оборот Ozon в третьем квартале вырос в 2,4 раза, продажи продавцов – в 2,6 раза
Оборот от продаж (GMV), включая услуги, вырос рекордными за 8 кварталов темпами – на 140% год к году и достиг 450,8 млрд рублей. Продажи продавцов выросли еще больше – на 156%, а их доля в обороте достигла 83,5%.
Компания повышает прогноз по росту GMV за полный 2023 год до 90–100%, а также ожидает положительную скорректированную EBITDA по итогам года.
Выручка выросла на 77% и составила 109 млрд рублей. Сервисная выручка выросла в 2 раза и достигла 69 млрд рублей.
Инвестиции компании в удобство площадки для покупателей позволили Ozon ускорить рост числа заказов за 3 квартал в 2,3 раза до 251 млн. Количество активных покупателей составило 42,4 млн человек, а их лояльность существенно выросла: каждый покупатель в среднем заказывает более 19 раз в год по сравнению с 11,7 заказами в 3 квартале 2022 года и 7,5 заказами по итогам 3 квартала 2021 года.
Общая площадь логистической инфраструктуры под управлением Ozon превысила 2 млн кв. м, а количество пунктов выдачи за год увеличились более чем в 2 раза.
За счет плановых инвестиций в развитие платформы и существенного роста стоимости труда скорректированная EBITDA в 3 квартале оказалась отрицательной и составила 3,9 млрд рублей, а накопленным итогом за 9 месяцев 2023 года осталась положительной и превысила 4,1 млрд рублей.
Ozon объявляет неаудированные финансовые результаты за 3 квартал 2023 года. GMV, включая услуги, в 3 квартале 2023 года вырос в 2,4 раза год к году, до 450,8 млрд рублей, благодаря быстрому росту числа заказов, среднего чека и базы лояльных покупателей. Еще быстрее росли продажи продавцов — они показали рост почти в 2,6 раза год к году, а их доля в обороте маркетплейса достигла 83,5% (рост на 5,4 п.п.). На основе текущих результатов компания повышает прогноз по росту GMV за полный 2023 год до 90-100%.
Рост выручки в 3 квартале ускорился до 77% год к году (против 61% во 2 квартале 2023 года). Она достигла 109 млрд рублей за счет роста выручки от оказания услуг. Сервисная выручка превысила 69 млрд рублей прежде всего за счет расширения базы продавцов и роста их продаж (3Р). Более 70% предпринимателей на платформе используют рекламные инструменты маркетплейса, в результате чего выручка от рекламной платформы вновь утроилась и составила 19,5 млрд рублей. Выручка от финансовых услуг достигла 3,6 млрд рублей за счет расширения базы клиентов Ozon Банка как в B2C-, так и в B2B-сегменте. Выручка от прямых продаж (1Р) выросла в 1,5 раза относительно 3 квартала 2022 года и превысила 39,9 млрд рублей.
Компания продолжает активно наращивать инвестиции в развитие платформы и расширение логистической инфраструктуры в России и странах СНГ. Благодаря этому количество заказов на Ozon в июле – сентябре 2023 года выросло на 134% год к году и достигло 251,1 млн. Активных покупателейстало почти на треть больше, чем годом ранее, – 42,4 млн человек против 32,7 млн. Частотность заказов выросла на 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 19,2 заказов в год на активного покупателя. Общая площадь логистической инфраструктуры Ozon за тот же период увеличилась на 70% и превысила 2 млн кв. м, а количество пунктов выдачи заказов год к году выросло более чем в два раза.
За счет наращивания инвестиций в развитие, а также роста расходов на фулфилмент и доставку, в том числе вызванных дефицитом на рынке операционного персонала, валовая прибыль сократилась на 39% год к году и составила 5,8 млрд рублей. В связи с сокращением валовой прибыли скорректированная EBITDA в 3 квартале оказалась отрицательной и составила 3,9 млрд рублей. Накопленным итогом за 9 месяцев 2023 года EBITDA осталась положительной и превысила 4,1 млрд рублей.
«В момент, когда рынок быстро растет, для нас важно обеспечить фундамент для долгосрочного роста и повысить устойчивость экономики за счет эффекта масштаба. Поэтому мы наращиваем инвестиции в удобство и выгоду, увеличивая лояльную аудиторию как со стороны покупателей, так и предпринимателей. Эта стратегия уже привела нас к рекордному за 8 кварталов росту оборота и позволяет повысить прогноз по годовому росту показателя до 90-100%.
При этом операционная эффективность остается нашим приоритетом – объем инвестиций определяем с учетом макроэкономического давления и наших целей по сохранению финансовой устойчивости. Мы продолжаем снижать операционные расходы и улучшаем юнит-экономику: доля операционных расходов от оборота год к году снизилась почти в 2 раза, равно как и операционные расходы на заказ. По итогам года мы сохраним положительную рентабельность по EBITDA и положительный операционный денежный поток», – отметил Игорь Герасимов, финансовый директор Ozon.
Компания продолжает повышать операционную эффективность: в 3 квартале доля операционных расходов от оборота снизилась практически в 2 раза – с 8,2% в 3 квартале 2022 года до 4,2% в текущем периоде. За счет эффекта масштаба значительно улучшилась юнит-экономика: операционные расходы в расчете на один заказ снизились со 143 рублей в 3 квартале 2022 года до 76 рублей в 3 квартале 2023 года.
Чистый убыток за период составил 22,1 млрд рублей по сравнению с 20,7 млрд рублей в 3 квартале 2022 года и прежде всего связан со снижением операционной прибыли и ростом финансовых расходов.
Чистый поток денежных средств, полученных от операционной деятельности,составил 24,9 млрд рублей, увеличившись более чем в 3 раза год к году, в результате положительного притока от оборотного капитала.
Денежные средства, их эквиваленты и краткосрочные банковские депозиты на 30 сентября 2023 года составили 92,7 млрд рублей по сравнению с 74,6 млрд рублей на 30 июня 2023 года.
Прочие направления развития бизнеса
Ozon Fintech
В 3 квартале 2023 года выручка финтех-направления превысила 3,5 млрд рублей. «Гибкий план платежей» остается ведущим B2B-сервисом Ozon: в 3 квартале 2023 года им воспользовались более 36 тыс. продавцов. В сегменте B2B компания фокусируется на предоставлении услуг в сфере расчетно-кассового обслуживания индивидуальным предпринимателям и МСП.
Карта Ozon Банка остается самым популярным платежным средством на платформе – количество открытых счетов превысило 29 млн. При этом компания активно развивает банковский бизнес за пределами маркетплейса. Доля транзакций клиентов Ozon Банка вне платформы Ozon превысила 35% от оборота внутри платформы.
Ozon Global и СНГ
Число предпринимателей из Китая, работающих с Ozon, выросло в 5 раз год к году и достигло 59 тыс. активных продавцов. Также в сентябре 2023 года маркетплейс запустил первый в Китае фулфилмент-центр в г. Дунгуань по модели Fulfilment by Partner. Новая логистическая модель позволит сократить сроки доставки от момента оформления заказа до его прибытия в пункт выдачи в России до 8–12 дней.
В 3 квартале 2023 года компания расширила сеть пунктов выдачи заказов в Казахстане и Беларуси и запустила программу открытия ПВЗ в Армении. Также в отчетном периоде Ozon открыл первый сортировочный центр в Ереване. В 2024 году компания планирует запустить фулфилмент-центры во всех странах своего присутствия в СНГ.
Ozon — мультикатегорийный маркетплейс с развитой логистической сетью в России. На площадке представлено более 200 млн товарных наименований в более чем 20 категориях: от книг и одежды до продуктов питания и товаров для здоровья. Ozon активно развивается как интернет-платформа — более 90% ассортимента площадки формируют партнеры маркетплейса. Более 42 млн активных покупателей уже получает заказы с помощью развитой логистической инфраструктуры Ozon, которая также позволяет тысячам предпринимателей продавать товары в 11 часовых поясах. Ozon активно развивает систему сервисов, комплементарных своему основному бизнесу, — в том числе fintech-продукты и сервис быстрой доставки продуктов Ozon fresh.
Настоящий пресс-релиз содержит заявления прогнозного характера, которые отражают текущие взгляды Ozon Holdings PLC («мы», «наш», «нас» или «Компания») в отношении будущих событий и финансовых показателей. Любые заявления, содержащиеся в настоящем пресс-релизе и не имеющие отношения к историческим событиям, являются заявлениями прогнозного характера. Такие заявления прогнозного характера основаны на текущих ожиданиях менеджмента. Однако наш менеджмент не может предсказать все риски, а также оценить влияние всех факторов на наш бизнес или степень, в которой любой фактор или сочетание факторов могут привести к тому, что фактические результаты будут существенно отличаться от тех, которые содержатся в любых заявлениях прогнозного характера, которые мы можем сделать.
Такие заявления не являются ни обязательствами, ни гарантиями, а связаны с известными и неизвестными рисками, неопределенностями, а также другими важными факторами и обстоятельствами, которые могут привести к тому, что фактические результаты, показатели или достижения Ozon будут существенно отличаться от ожиданий, прямо выраженных или подразумеваемых в заявлениях прогнозного характера, включая условия на соответствующих рынках капитала, негативные глобальные экономические условия, геополитический кризис вокруг Украины, а также санкции и ответные правительственные меры, иные негативные изменения в бизнесе Ozon или неблагоприятные законодательные или регуляторные изменения. В результате чего мы предостерегаем вас не полагаться на заявления прогнозного характера, и мы распространяем данное предостережение на все такие заявления прогнозного характера. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим Годовым отчетом по форме 20-F за год, закончившийся 31 декабря 2022 г., и другими документами, поданными в SEC, в отношении факторов, которые могут привести к существенному отличию фактических результатов от тех, которые описаны в наших заявлениях прогнозного характера.
В результате настоящих и иных важных факторов фактические результаты могут существенно отличаться от тех, которые содержатся в любых заявлениях прогнозного характера, содержащихся в настоящем пресс-релизе. Любые такие заявления прогнозного характера представляют собой оценки менеджмента на дату настоящего пресс-релиза. Несмотря на то, что Ozon может обновить в будущем настоящие заявления прогнозного характера, Ozon отказывается от любых обязательств по обновлению таких заявлений, даже если в результате последующих событий его прогнозы изменятся. Не стоит полагаться на настоящие заявления прогнозного характера как на представляющие прогнозы Ozon на любую дату, следующую за датой настоящего пресс-релиза.
Данный пресс-релиз включает скоррект. EBITDA, показатель, не представленный в соответствии с МСФО. Эта финансовая метрика не является показателем финансовых результатов или ликвидности в соответствии с МСФО и может не содержать параметры, которые являются существенными для понимания и оценки наших финансовых результатов. Следовательно, этот показатель не должен рассматриваться отдельно или в качестве альтернативы убытку за отчетный период или другим показателям рентабельности, ликвидности или результатов деятельности в соответствии с МСФО. Следует принимать во внимание, что представление Компанией этого показателя может быть несопоставимо с аналогично названными показателями, используемыми другими компаниями, которые могут определяться и рассчитываться по-другому. Для соотнесения этого показателя, который не относится к показателям МСФО, с наиболее сопоставимыми показателями по МСФО, смотрите раздел «Представление финансовой и иной информации — Использование показателей, не являющихся финансовыми показателями по МСФО».
Настоящий пресс-релиз включает промежуточные финансовые результаты за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2023 и 2022 годов. Аудиторы Компании не проводили аудит в отношении финансовой информации за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2023 года и за 2022 год.
Товарные знаки, используемые в настоящем пресс-релизе, являются собственностью их владельцев и используются только в справочных целях. Такое использование не должно толковаться как одобрение продуктов или услуг Компании.